История Колымы: Нагаевский сектор береговой обороны
Совместный проект блогера Василия Образцова и MagadanMedia Батарея № 960.
Фото: kolymastory.ru
Василий Образцов уже давно пишет о нашем городе и области. О его истории, его настоящем и будущем. Блогер показывает его красоту, судьбу, людей. Совместный проект ИА MagadanMedia и сайта "Моя родина — Магадан" — новый взгляд на родные места.
21 апреля 1932 года считается днем образования Морских Сил Дальнего Востока нового состава. Впоследствии этот день стали считать днем рождения Тихоокеанского флота. Хотя, задолго до этого события, 21 мая 1731 года вышел Указ Сената об учреждении Охотской военной флотилии. Видимо, поэтому в с начала ХХШ века день 21 мая стали отмечать как день рождения ТОФ.
Заботы государства об охране дальневосточных границ подкреплялись решениями об укреплении военно–морских сил в регионе. Так 22 июня 1932 года Постановлением Совета Труда и Обороны Совнаркома СССР приступили к строительству 12 подводных лодок для ТОФ, позже начали возводить укрепрайоны на Охотском побережье в районе Татарского пролива, устье Амура, создавать новые пограничные заставы от Охотска до Гижиги. Так летом 1934 года ведутся строительные работы по возведению батарей Береговой обороны в Советской гавани — № 909 и 908, где орудия 152 мм могли вести прицельный огонь на расстоянии в 22,3 км.
Подводные лодки типа "Щука" у плавбазы "Саратов" в бухте Находка 1934 — 1935 годы. Фото: kolymastory.ru
С 11 января 1935 года Морские Силы Дальнего Востока стали именоваться Тихоокеанским флотом. Спустя почти полгода, 25 мая во Владивостоке организовали при отделе инженерных войск флота, проектно-техническое отделение. Впоследствии оно было преобразовано в центральный проектный институт МО РФ. По проектам этого института на Дальнем Востоке строятся пункты базирования подлодок и надводных кораблей, арсеналы и базы оружия, аэродромы ВВС ТОФ.
Карта Сучанского сектора береговой обороны. Тихоокеанский вал Сталина. Фото: kolymastory.ru
Внимание к нуждам военных моряков усилилось 30 декабря 1937 года, когда из состава Наркомата обороны СССР выделили Наркомат Военно-Морского Флота СССР, перед которым были поставлены сложнейшие задачи. Адмирал Н.Г. Кузнецов вспоминал как в 1937-1938 гг. в условиях, когда "Японская военщина вела себя дерзко, то тут, то там нарушая сухопутные и морские границы, прощупывая наши силы. Авиацию и береговые батареи приходилось держать в непрерывно в повышенной боеготовности… Немало хлопот доставляло огромное строительство на побережье. На протяжении нескольких тысяч километров от Владивостока до бухты Провидения строились базы, аэродромы, береговые батареи. Неустроенные воинские части страдали от холода, жаловались на плохое снабжение, а новые войска продолжали прибывать…". Подобная ситуация повторилась после 1945 года, когда военнослужащие стали создавать на морском побережье укрепрайоны на Чукотке, опасаясь агрессивных действий США.
Ворошиловская башенная батарея № 981, расположенная на острове Русском. Построенная в 1934 году, батарея была главным оплотом Владивостокской крепости, покрывающей акваторию залива Петра Великого. Фото: kolymastory.ru
Совнарком (СНК) СССР в целях обеспечения надежной охраны государственных границ установил пограничную полосу на всем протяжении границы СССР. В связи с этим координировались усилия по борьбе с контрабандой, разведывательно–террористической деятельностью на Дальнем Востоке подразделений ТОФ и пограничных войск. К этой работе подключались и войска НКВД СССР, дислоцированные в местах организации исправительно–трудовых лагерей, в частности, во Владивостоке, Находке, Совгавани, Ванино, Нагаево.
В планах Дальневосточного военного округа и Тихоокеанского флота немалая роль отводилась Нагаевскому сектору береговой обороны (НСБО), командование которого располагалось в районе 9-го км Колымской трассы, рядом с совхозом "Дукча".
Приказ о строительстве батареи и аэропорта на 13 километре. Фото: kolymastory.ru
Заместитель начальника Дальстроя НКВД СССР, комбриг А.А. Ходырев получил в 1938 году совершенно секретный документ, в котором уведомлялся о том, что "Согласно решения правительства Вам поручено производство работ по постройке 130 мм батареи на мысе Средний и Аэродрома на 13-м километре". И далее, временно исполняющий обязанности начальника инженерного отдела Тихоокеанского флота, военинженер 2-го ранга Фокин просил распоряжения о заключении договора на выполнение этих работ с Инженерным отделом ТОФ, прилагая перечень работ Дальстроя по Нагаево на 1939 год на 3-х листах, а так же расчет материалов и рабсилы по строительству ТОФ в Нагаево на 5 листах. Кроме него, документ подписал военком ИО ТОФ, старший политрук Галушко.
Самолеты П-5 Магаданского авиаотряда, предназначенные для аэрофотосъемки, на аэродроме "13-й км". 40-е годы ХХ века. Фото: kolymastory.ru
К январю 1940 года аэропорт на 13 км центральной трассы вблизи Магадана был сдан в эксплуатацию. Его строительство, согласно архивному документу, началось решением комиссии по выбору площадки под аэродром в апреле 1938 года. Учитывая, что поставка горюче-смазочных материалов на Колыму будет сравнительно затруднена из–за ограничения морских перевозок через Курильские проливы, введенные Японией, а авиация Дальстроя будет увеличивать свои виды работ, начальник Дальстроя И.Ф. Никишов 23 июля 1941 года издал приказ: "О снижении норм расхода горючих и смазочных материалов при эксплуатации самолетов".
Дополнительно, 8 августа 1941 года он издал еще приказ, в котором для скорейшего окончания строительства приказал немедленно приступить в Магадане к покрытию взлетно–посадочной полосы специальной глинистой смесью. Распоряжения комиссара госбезопасности 3-го ранга И.Ф. Никишова касались руководителей авиаотряда Дальстроя Шандора Шимича и Дмитрия Фуфаева, известных в авиационных кругах специалистов.
Шандор Иштванович Шимич. Фото: kolymastory.ru
Ш.И. Шимич, участник революционного движения в Венгрии в 1918 -1919 гг., приговоренный к смертной казни после падения Венгерской Советской республики и обмененный вместе с группой товарищами на пленных белогвардейских офицеров, в Советской России окончил Высшую военную школу и школу военных летчиков. Командовал звеном, эскадрильей, отрядом.
В сентябре 1939 года капитан Шимич был назначен командиром авиаотряда Дальстроя. Уже в январе 1941 года его труды по организации воздушного транспорта на Колыме отметили медалью "За трудовую доблесть". Однако война изменила отношение органов советской власти к иностранцам, представителям тех стран, которые воевали против СССР. В ноябре 1942 года его освободили от должности, дав возможность работать только с середины мая 1943 года в качестве хозяйственного руководителя в Магаданском горторге, Нагаевском торговом порту, ремонтно-строительном управлении, в городском коммунальном отделе. Только к 1945 году ему доверили быть заместителем начальника Центральной научно–исследовательской лаборатории (ЦНИИЛ) Дальстроя.
Но летом победного 1945 он с семьей выехал в Москву, а потом на родину, в Венгрию, где занимал ответственные посты в Министерстве обороны Венгрии, гражданской авиации, ВВС республики, получив звание генерал — майора ВНР. Одно время был на дипломатической работе в ряде стран Европы и Азии. Умер в 1978 г. в Будапеште, но в Магадане его помнили, где в марте 1986 года улицу Заречную переименовали улицу имени Шандора Шимича, установив на одном из зданий мемориальную доску.
Москва, экипаж самолета АНТ-4 "Страна советов" 1929 г. Командир (крайний справа) ст. лейтенант Шестаков Семен Александрович, штурман (крайний слева) Стерлигов Борис Васильевич, главный штурман ВВС), бортмеханик Д. В. Фуфаев. Фото: kolymastory.ru
После Ш.И. Шимича авиаотряд Дальстроя возглавил Д.В. Фуфаев, который за участие в перелете Москва — Токио — Москва в 1927 г. был награжден орденом Красного Знамени, ему было присвоено звание "Заслуженный механик". Спустя два года Дмитрия Виссарионовича за перелет по маршруту Москва — Нью-Йорк вновь наградили, но уже орденом Трудового Красного Знамени.
Труд авиаторов Шимича и Фуфаева в годы Великой Отечественной войны укреплял обороноспособность Охотского побережья, способствовал выполнению производственных планов Дальстроя в военные годы.
Боец Нагаевского сектора обороны В. Лобовиков. Фото: kolymastory.ru
Вблизи Магадана, в устье реки Окса устанавливали, кроме морских батарей, зенитные пушки. Для обслуживания их готовили кадры артиллеристов. 14 июля 1941 г. вышло постановление № 147 сс ГКО (Государственного Комитета Обороны) "О призыве на двухмесячные сборы личного состава запаса для батарей береговой обороны и ПВО ТОФ", в результате которого в подразделения ТОФ были направлены 12750 человек. В том числе 11 августа 1941 года первую группу призывников — колымчан в составе 96 человек направили в распоряжение НСБО, затем в 1941–1942 годы в Нагаевский сектор береговой обороны зачислили дополнительно двумя большими группами еще 584 дальстроевца.
9 километр Колымской трассы. Здесь располагался тыл флота, ранее командование Нагаевского сектора береговой обороны (НСБО). Развалины зданий, 2015 год. Фото: kolymastory.ru
Анализ документов Ольского райвоенкомата за 1941–1945 гг. позволил выяснить кадровый состав НСБО (42), а инструментальная съемка на местности способствовала созданию схемы укрепрайона. В районе 9-го км основной Колымской автотрассы вблизи ручья Балахапчан находился его учебный пункт на 70 человек. Здесь призывники проходили курс молодого краснофлотца. В структуре НСБО, кроме того, был создан манипуляторный отряд №20, база которого размещалась в Нагаево. В задачи отряда входило: обеспечение бесперебойной работы гидро— технических сооружений в акватории Нагаевского порта, установка створных знаков, маяков, буев, бонов, обучение постановке морских мин.
Батарея № 960. Орудие Б-13 в орудийном дворике на мысе Островной в бухте Нагаева. Фото: kolymastory.ru
Серьезная работа по обороне Охотского побережья была проведена накануне 1941 года, когда в бухте Нагаева и бухте Гертнера были установлены батареи морской артиллерии.
Батарея № 401 Орудие Б-13 в орудийном дворике у мыса Ольского (выход из бухты Гертнера). Фото: kolymastory.ru
Авторская инструментальная съемка магаданского школьника, туриста и любителя истории Павла Тихменева позволила выявить остатки трех действовавших накануне и в годы войны артиллерийских батарей, ложных укреплений, девяти морских орудий, множество траншей, блиндажей, систему обеспечения боевых сооружений, коммуникации, линии связи на побережье вблизи Магадана.
По данным Центрального архива Военно-морского флота в составе НСБО входили следующие батареи:
Батарея № 960. Состояла из четырех 130-мм установок Б-13 на мысе Островной. Видимо, позже эта батарея получила номер 383. Батарея вступила в строй в 1940 году, расформирована в 1960. Батарея № 401. Состояла из четырех 130-мм установок Б-13 на мысе Ольский. Впоследствии батарея получила номер 382. Батарея вступила в строй в 1940 году, а в 1956 году была расформирована. Батарея № 481. Состояла из четырех 100-мм установок Б-24 на мысе Марекан (Охотск). Батарея № 979 три 130-мм пушки Б-13 мыс Нюкля. Батарея № 527 три 45-мм пушки 21-К мыс Чирикова. Батарея № 289 три 45-мм пушки 21-К полуостров Старицкого. Батарея № 290 три 45-мм пушки 21-К полуостров Старицкого.Пушки изготавливались на заводе "Большевик": на мысе Островном они были производства 1937–1938 гг., на мысе Ольском — в 1938 и 1940 гг., вес каждого орудия с затвором достигал 4900 кг.
Батарея № 401 у мыса Ольского (выход из бухты Гертнера). 2014 год. Фото: kolymastory.ru
Батарея № 401 располагалась в двух километрах от мыса Ольского (выход из бухты Гертнера) на восточной оконечности полуострова Старицкого. Вблизи батареи была расположена ложная батарея, изготовленная из …бревен.
Батарея № 960 на мысе Островном. Вход в капонир. Фото: kolymastory.ru
Батарея № 960 располагалась в 1,5 км к востоку от мыса Островной (северный входной мыс бухты Нагаева) и состояла из двух больших капониров с двумя орудийными гнездами в каждом. Капониры представляли собой мощные двухэтажные сооружения, с вентиляционно — отопительными системами, помещениями для отдыха, душевыми, пороховыми погребами, системами жизнеобеспечения. В каждом капонире находился запас снарядов. Ходы сообщения, состоявшие из системы потерн, залегавших на глубине от 3 до 7 метров, связывали все сооружения и служила трассой для проведения кабелей приборов управления стрельбой. Дзоты и доты, которые охраняли подходы к батарее с тыла, казармы — все это было расположено недалеко от батареи за сопкой, в недосягаемости вражеской артиллерии.
Батареи перекрывали входы в две крупные стратегически важные бухты побережья. В качестве противодесантных сооружений здесь были построены доты и дзоты по всей северной части Охотского моря в пределах Ольского района. Группы долговременных огневых точек были сосредоточены в районах Черного ключа, между устьями рек Магаданки и Дукчи, в районе 10 км Колымской автотрассы, над поселком Горняк, за рекой Магаданкой, на сопке Блиндажной. Они были призваны защищать подходы к стратегическим объектам: аэропорту 13-го км, морпорту, электростанции, выходу на Колымскую автотрассу.
Магадан. Пушка Б-13 в музее военной техники ВСТК "Подвиг". Есть основания полагать, что эта пушка входила в состав батареи № 979 на мысе Нюкля. Фото: kolymastory.ru
Остатки береговой обороны сохранились до наших дней. Одна из пушек выставлена на площадке перед помещениями военно–спортивного технического клуба "Подвиг" на берегу реки Магаданки.
Пушка Б-13 с батареи № 9 "Ранетчина". Одна из батарей, прикрывавших Владивосток. Фото: kolymastory.ru
Интересно, что орудия 401-й и 960-й батарей являются аналогом приморских батарей, расположенных вблизи Владивостока в тоже время, с 1937 по 1940-е годы. Только морская артиллерия на полуострове Старицкого уникальна тем, что там устанавливались орудия на мерзлых грунтах.
Кроме того, по сообщению Центрального государственного архива ВМФ, в состав Отдельного северного сектора береговой обороны на Чукотском полуострове установили две 130/50 — мм трехорудийные батареи № 221 и 222, расположенные в бухте Провидения и вблизи Уэлена, у входа в пролив. Выбор мест для установки батарей именно у входа в Берингов пролив, а не где — нибудь в глубине Анадырского залива, представляется очевидным, поскольку ожидаемый неприятель, завладевший названными пунктами даже на короткое время, парализовал бы все судоходство в Беринговом проливе.
Подводная лодка Л-12. Возвращение на базу. Фото: kolymastory.ru
Тактические задачи по обороне побережья Охотского и Чукотского морей решались в 1939 — 1945 годах силами дивизиона подводных лодок Тихоокеанского флота. Экипаж большой подводной лодки Л-12, которым командовал капитан 2-го ранга Петр Захарович Шелганиев, осенью 1939 года вышел из Владивостока в Провидения, после недлинного отдыха корабль направился в Берингов пролив, где встал на рейд недалеко от Уэлена. Они не были одиноки, рядом несли службу еще несколько подлодок, которые, выполняя задачу охраны рубежей Северо–Востока России, прокладывали свои маршруты от Чукотского моря вдоль Камчатского полуострова к Охотскому побережью. Причем, эта работа продолжалась в течение всего периода второй мировой войны.
Таким образом, оборона бухт и порта Нагаева, а так же судоходство по Берингову проливу и вокруг Камчатки четко контролировалось силами ТОФ.
Последние новости
Новые инициативы по улучшению городской инфраструктуры
Городские власти представили план по обновлению общественных пространств.
Новые инициативы в сфере образования в Магадане
Городские власти представили ряд мер для улучшения образовательной инфраструктуры.
Новые инициативы для улучшения качества жизни в городе
Городские власти представили ряд мер, направленных на улучшение инфраструктуры и социальных услуг.
Частотник
Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку