Психолог из Магадана рассказала об особенностях развития ребенка с года до трех

В раннем возрасте малыши познают мир через предметы и фантазию Фото из архива "МП" Первый день рождения ребенка - знаменательная дата, ведь она говорит о начале нового периода в развитии, который называется ранним возрастом.

В раннем возрасте малыши познают мир через предметы и фантазию

Фото из архива "МП"

Первый день рождения ребенка - знаменательная дата, ведь она говорит о начале нового периода в развитии, который называется ранним возрастом. Длится он до трех лет. Это время, когда ребенок уже не младенец, но еще малыш. Об особенностях этого периода «МП» рассказала кандидат психологических наук руководитель Магаданского отделения Национальной родительской ассоциации Виктория Каранова .

Жизнь - это игра

К первому году жизни в психике закладывается основа для всего того, что с ребенком будет происходить в дальнейшем. Формируются начальные привязанности. С помощью мамы, папы, любимых бабушек и дедушек малыш открывает мир предметов и, самое главное, учится с ними взаимодействовать. Он может по-своему общаться с окружающими его взрослыми, даже не с близкими людьми. Ребенок становится более самостоятельным.

- Ранний возраст - это период интенсивного освоения окружающего мира. Причем это освоение ребенок ведет через взаимодействие с предметами, и если раньше можно было наблюдать его хаотичные движения, не связанные с тем назначением, которое есть у предмета, то теперь это осмысленное использование, - уточнила Виктория Каранова. - Например, ложка. Сначала ребенок может ее кидать или стучать по столу, потом с помощью взрослого он осваивает способ использования, понимает, что ложка нужна для того, чтоб что-то зачерпнуть. Но в этом возрасте навык использования все равно освоен не до конца, и захват происходит около черенка ложки, только потом со временем малыш начинает держать ложку как взрослые - за край.

Если понаблюдать за игрой детей раннего возраста, то мы увидим, что они играют с предметами, находящимися в их поле зрения. Если мама или папа показали какое-то действие, построили из кубиков ворота или мостик, то малыш обязательно будет включать это в игру. Если он сидит за столом и кушает, а рядом поставить какую-то игрушку, например мишку, ребенок будет стараться его накормить, а потом укладывать спать на свою подушку, иногда и умоет. Окружающие малыша предметы - его главный интерес. Именно они вдохновляют на новые действия и открытия.

- Постепенно в этих играх к концу раннего возраста появятся элементы фантазий, или так называемые игры понарошку. Это позволит кубику стать не только строительным материалом, но и кусочком мыла или пирога. Такие игры ведут к тому, что в дошкольном возрасте игровая деятельность будет основной, - пояснила Виктория Каранова. - К освоению предметов добавляется придуманный сюжет, и, подражая родителям, ребенок может не только кормить мишку, но и включать в игру действия, которые, как нам кажется, он и наблюдать не мог. К примеру приготовление еды или организация деятельности для медведя - ребенок может посадить его на машинку и куда-то повезти. Это все первые игровые сюжеты. Они, конечно, максимально простые, но без этого этапа не появится настоящая игра.

К концу раннего возраста происходит использование предметов-заместителей. И если кубик - пример простого замещения, то иногда ребенок может использовать предмет, который и так является полноценным атрибутом игры. Ребенок переворачивает куклу и начинает трясти ее вниз головой, и конечно, взрослый старается объяснить, что с куклой так поступать нельзя, ведь она - образ человека, но вдруг ребенок говорит, что это не кукла сейчас, а солонка, которой малыш солит суп.

- Предметы так быстро меняют свое предназначение, что родители иногда попадают впросак. Вроде бы палочка в руках у ребенка только что была расческой для куклы, а родитель не переключился и пропустил момент, когда она превратилась в сосиску для кошки. Ребенок понимает и принимает игру не только в реальности, но и воображает что-то в голове. И эти воображаемые ситуации позволят появиться реальной роли, которую он будет использовать в игре, и придумывать для себя какие-то действия, - сказала психолог.

Любопытство - хороший знак

Фото из архива "МП"

Поскольку мир предметов ребенку очень интересен, развивается процесс восприятия с помощью различных органов чувств. Он определяет величину предметов, различает объемы, знакомится с цветами и может их называть. Это очень важные характеристики, потому что сенсорное развитие позволяет ориентироваться в пространстве.

Настолько это различие предметов впечатляет, что у ребенка возникают бесконечные вопросы. И тут важны терпение и мудрость родителей, потому как это должно не раздражать, а радовать, ведь малыш развивается в норме и находится в периоде освоения окружающего мира.

- Какие благоприятные условия может создать родитель? Прежде всего это новые впечатления, именно их ждет ребенок. И чем активнее родители организуют наблюдение малыша за явлениями природы или какими-то интересными ситуациями, связанными с домашними питомцами, чем насыщеннее будет прогулка, поездка на машине, полет на самолете, чем разнообразнее его переживания, тем будут шире возможности для познавательной активности, - отметила Виктория Каранова. - Эти впечатления позволяют делать малышу первую систематизацию своих знаний, квалифицировать, что принадлежит ему, а что маме или папе: это папина шапка, это мамина сумка, а это моя кофточка.

Организация такого пространства - одна из главных задач взрослого. Можно подключать воспоминания ребенка об этих интересных событиях во время рисования или аппликаций: и то, и другое - своеобразный рассказ малыша о том, что он пережил, чем впечатлялся. И здесь важно, что у него возникает желание поделиться своими впечатлениями. Благодаря расширению познавательной активности ребенок ярче проявляет себя во всех видах деятельности. Например, когда он взаимодействует с новыми предметами или ему дают возможность поэкспериментировать: видя ручеек на улице, он пытается его перекрыть камнем, и это маленькое событие для взрослого является большим научным открытием для ребенка.

И прыгает, и бегает

Задача взрослых вовремя предложить новых персонажей - предметы, атрибуты, которые позволят чуть изменить или расширить игровые действия и добавить новые сюжетные линии.

- Поскольку ребенок взаимодействует с предметами, а взрослые их называют и озвучивают действия, которые делают с ними, в этот период активно развивается речь ребенка. У одних - это пассивный словарь, когда ребенок много слов понимает, может показать, но не назвать, у других к пассивному быстрее добавляется и активный, - сказала психолог.

Добавляются общефизические действия: ребенок может бежать, приседать, прыгать, сидеть на корточках, происходит координация рук и ног, что является показателем своевременного развития.

- Если все это происходит, то мы можем говорить о том, что ваш малыш развивается в норме. Кто-то имеет особенности в речевом развитии, но все это говорит о том, что развиваются собственная речь и уровень понимания речи другого, что позволит в дошкольном возрасте активно использовать в игре высказывания и выполнять какую-то роль, - рассказала Виктория Каранова. - Восприятие в дальнейшем позволит различать предметы неживой и живой природы, другого человека, а это является очень важным социально-коммуникативным качеством ребенка.

Так как игровые действия осваиваются с предметами, ребенок все лучше и лучше перемещает их, понимая, что круглый мячик обязательно покатится, а из кубиков можно сложить домик. Появляется желание поделиться с кем-то своими умениями, и ребенок начинает проявлять интерес к другому ребенку. Возникают кратковременные игровые объединения, очень недолгие и порой конфликтные, но главное - есть желание иметь товарища по игре.

- Благодаря развитию речи у ребенка будет реализована такая возможность в дошкольном возрасте. Он проявляет интерес к активным видам деятельности. К концу раннего возраста наблюдается кризис трех лет, связанный с тем, что малышу становится интересно, что происходит не только с предметами, но и с людьми. Здесь возникает знаменитое «я сам» - это попытка коммуникативного контакта со взрослым. Ребенок как бы говорит, что хочет быть как мама или папа, - заключила психолог.

Ранний возраст очень важен по своему базису. Это основа всех тех изменений, которые происходят с малышом дальше. И оттого, как он стартует, как осваивает предметный мир, зависит и его переход на новую возрастную стадию освоения мира эмоций, чувств, отношений, сомнений и конфликтов.

Ульяна МАХИНА

Возрастная категория материала: 0+

Последние новости

Папы в Магадане также могут получать пособие по уходу за ребенком

С начала 2024 года 52 отца воспользовались правом на ежемесячное пособие.

Папы в Магаданской области начинают получать пособие по уходу за детьми

С начала 2024 года 52 отца воспользовались новым правом на пособие.

Папы в Магадане получают пособие по уходу за детьми

В регионе 52 отца уже воспользовались новой возможностью.

Частотный преобразователь

Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований

На этом сайте вы найдете актуальные вакансии в Северодвинске с предложениями работы от ведущих работодателей города

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *