История Колымы: Особая воздушная трасса "АлСиб" ("Аляска — Сибирь")
Совместный проект блогера Василия Образцова и MagadanMedia "Аэрокобры" на Аляске перед отправкой в СССР Фото: из соцсетей Василий Образцов уже давно пишет о нашем городе и области.
Фото: из соцсетей
Василий Образцов уже давно пишет о нашем городе и области. О его истории, его настоящем и будущем. Блогер показывает его красоту, судьбу, людей. Совместный проект ИА MagadanMedia и сайта "Моя родина — Магадан" — новый взгляд на родные места.
______________________________
Давид Исумурович Райзман
Деятельность авиадивизии ГВФ и их коллег из США в годы Великой Отечественной войны в районах Колымы, Чукотки и АляскиИстория действий знаменитой перегоночной авиадивизии ГВФ, которой было поручено обеспечить доставку боевой авиационной техники из США в СССР к местам дислокации подразделений ВВС и, в конечном счете, на Западный фронт, продолжает оставаться в центре внимания историков, спустя десятилетия после открытия особой воздушной трассы, известной под логином "АлСиб" ("Аляска — Сибирь").
Деятельность летчиков — перегонщиков, инженерно-технического персонала, местных органов власти в районах Северо–Востока и Восточной Сибири в годы Великой Отечественной войны и много позже Победы 1945 года была засекречена. Скрывалось все: подготовительные работы по созданию аэродромов, авиаплощадок, метеопостов, радиостанций, результаты аэрофотосъемок местности, синоптические карты, особенности работы в условиях сурового арктического климата, кадры специалистов авиадивизии, масштабы и итоги перевозок. И это было вызвано не только тем, что трасса пролегала в районах Колымы и Чукотки, длительное время считавшиеся "белыми пятнами" на картах России, где к 1942 году еще отсутствовали привычные ориентиры для штурманов и летчиков — дороги, населенные пункты.
Но и трудностями, которые приходилось преодолевать военнослужащим и вольнонаемным специалистам дивизии ГВФ: магнитные компасы работали ненадежно, в зимнее время при очень низких температурах при посадке самолета из-за инверсии возникал такой плотный туман, что на расстоянии нескольких десятков метров ничего не было видно. Зачастую летом возникали лесные пожары, тогда большие пространства заполнялись дымом, а низкая облачность заставляла летать вслепую (до середины 1943 г. на истребителях не было радиокомпасов, а на аэродромах — приводных станций).
Группа Р-63 с лидером-бомбандировщиком В-25 над Верхоянским хребтом. Фото: https://www.kolymastory.ru/
Экипажи самолетов могли наблюдать результаты деятельности горнодобывающих предприятий Главного управления строительства Дальнего Севера НКВД СССР "Дальстроя" — горные полигоны и лагерные зоны с заключенными исправительно–трудовых лагерей Севвостлага Наркомата внутренних дел СССР, что было не менее секретно, поскольку добывали золото и олово, валютный и "оборонные" металлы, в основном, подневольные дальстроевцы.
Утечка этой информации с точки зрения НКВД СССР — фактического хозяина огромной территории, могла нанести военный и политический ущерб стране. Но и после войны, в течении более 30 лет история трассы замалчивалась, ибо "холодная война" между двумя бывшими союзниками СССР и США, превращала факты содружества народов соседних стран, а именно, размеры и значимость военной и экономической помощи, в тайны политической истории.
Одним из первых исследователей истории секретной трассы был политработник Магаданского Управления ГВФ, впоследствии доктор исторических наук Е.В. Алтунин. Эту тему разрабатывали магаданские журналисты и краеведы: В.И. Юхименко, М.А. Ильвес, Р.А. Бикмухаметов, В.Б. Тимаков, И.И. Чернивчан, Д.И. Райзман.
Поиск материалов о погибших перегонщиках дивизии ГВФ появился в магаданской прессе 6.07.1989 г. По просьбе рабочей группы редколллегии областной Книги Памяти, Якутский республиканский военкомат прислал 4.08.1989 г. сведения из книги потерь личного состава авиадивизии. В феврале 1990 года в газете "Магаданская правда" была опубликована моя статья "Есть о чем задуматься" — о международном сотрудничестве школьников и педагогов Магадана и Аляски в поиске имен американских летчиков, участников трассы "АлСиба", и такой контакт был установлен. 4 марта 1992 г. был опубликован в Магадане список перегонщиков, погибших в период 1942–1945 гг. над Колымой и Чукоткой, которым в разные годы поставили памятники и обелиски на территории Магаданской области и Чукотки: в поселке Марково, Эгвекиноте, Кадыкчане, Сеймчане, Магадане, Тал-Юряхе. Исследователи этой темы обнаружили захоронения военного времени в Уэлькале, Танюрере.
Памятник и захоронение в п. Уэлькаль. Фото: https://www.kolymastory.ru/
В июне 1992 г. был составлен уточненный список погибших на Аляске в авиакатастрофах советских специалистов. Результаты поисковой деятельности были доложены на международной конференции в Анкоридже в 1993 году, посвященной теме "Аляска в годы второй мировой войны". Через два года на мемориальных плитах сквера Победы в центре Магадана появились фамилии погибших и пропавших без вести в авиакатастрофах участников легендарной воздушной трассы "АлСиба" по маршрутам Аляски, Чукотки и Колымы.
Большая часть воздушной трассы — более пяти тысяч километров проходила над тундрой, тайгой, горными хребтами, где требовался опыт полетов, а его то у многих перегонщиков не было. Поэтому избрали "эстафетный метод перегонов, то есть каждый из пяти перегоночных авиаполков, расквартированных в районах Колымы и Чукотки, работал только на своем участке… Самым трудным был участок от Сеймчана до Якутска — 1200 км.", — свидетельствовал известный советский полярник И.Д. Папанин.
Карта трассы АЛСИБ. Фото: https://www.kolymastory.ru/
Вся трасса представляла путь примерно в 14 тысяч километров: 3 тысячи от заводов США через Канаду и Аляску до Фэрбенкса, 6,5 тысяч км — от Фэрбенкса до Красноярска и далее до Волги, к фронту, примерно еще 4,5 тысячи км. В целом, на трассе самолеты должны были отработать по 60-70 часов, прежде чем поступить в боевые подразделения ВВС. Были и преимущества этого направления: преобладание устойчивой антициклональной погоды на многих участках маршрута, наличие редких, но крупных для Севера населенных пунктов — Анадырь — Магадан — Якутск.
На фото лидер — В-25, истребители — Р-63 "Кингкобра". 1944 год. Фото: https://www.kolymastory.ru/
Группы самолетов шли косяком, который формировался диспетчером. Взлетали летчики по одному. Первый взлетевший должен ждать последнего. Вот и ходили кругами над аэродромом, пока не выстроится карусель из 9–11 самолетов. Потом — вторая, третья. И так 7–8 косяков утром взлетали и вечером шли на посадку. Обычно "Б-25" и "А-20" в основном являлись ведущими или "матками" для истребителей в любую погоду.
Летающая лодка "Каталина". Фото: https://www.kolymastory.ru/
Кроме истребителей, бомбардировщиков, транспортных самолетов в СССР перегоняли и гидросамолеты типа "Каталина". В залив Креста с острова Кадьяк (Аляска) с лета 1944 г. перегнали около сотни таких самолетов. Особым мастерством должны были обладать диспетчера, радисты, авиамеханики, чтобы выдержать такой темп работы. Коррективы вносила лишь погода.
Дуглас C-47 "Скайтрэйн" или "Дакота". Фото: https://www.kolymastory.ru/
Бывший американский пилот транспортной авиации Роман Джастис из штата Вашингтон вспоминает, что "Снабжение перегонщиков осуществлялось пилотами с Востока, которые летали на "ДС" и "С-47" — транспортных самолетах, везущих запчасти, двигатели и продукты. Экипажи даже жили в самолетах, для тепла использовали угольные печки. У них было заведено — загружать личный груз в любое доступное место на самолете — обувь, одежду, консервированные продукты".
Через Аляску самолеты везли полный комплект запасных частей, стратегическое сырье — кадмий, кобальт, уран.
Американские пилоты на своих транспортных самолетах по своей инициативе доставили в Уэлькаль уютные полярные домики. Так союзники помогали своим коллегам — авиаторам.
Солдатские пуговицы. Изготовлены в США и доставлены в СССР по ленд-лизу. Фото: https://www.kolymastory.ru/
Среди грузов, предназначенных для воюющей страны, были самые обычные… солдатские пуговицы! На них изображалась звезда с серпом и молотом с одной стороны, и с обратной — название изготовителя по — английски. Эти изделия изготовлялись на трех заводах в США, в частности, компании Reх Рroducts Corp, располагавшейся в г. Нью-Рошелли в штате Нью-Иорк. Всего в Советский Союз по ленд-лизу было поставлено 257 723 498 пуговиц.
Р. Джастис писал мне, что у него были тесные контакты с русскими пилотами, как в воздухе, так и на стоянках. "Пилоты были очень молодыми, решительными на хорошее дело".
Известный советский полярник И.Д. Папанин вспоминал, что американские летчики "вели самолеты до Чукотки и сажали их на аэродромы в заливе Креста. А там машины принимали советские пилоты".
Город Фэрбанкс (Фэрбенкс), Аляска. Дом, где располагался летный состав 1 ПАП. Справа налево — бортмеханик мл.лейтенант М. Гортаев, капитан спецотдела Волгин, начальник связи полка П. Дачар. Фото: https://www.kolymastory.ru/
В Фэрбенксе располагалась военная миссия советских ВВС. Она координировала свою деятельность с работой 7-й авиагруппы Аляскинской дивизии командования транспортной авиации ВВС США, которой руководил бригадный генерал Д. Гаффни. Когда из-за тяжелых метеоусловий срывалась перегонка боевых машин, когда наши пилоты попросту валились с ног от усталости, летчики генерала Гаффни садились в кабины, вели самолеты через Берингов пролив сами.
Первым советским аэродромом на Чукотке был поселок Уэлькаль, где с помощью местного населения, прибывших морем заключенных Севвостлага и небольшого количества военнослужащих возводились служебные и жилищные помещения, совершенствовалась взлетно-посадочная полоса, строились вспомогательные службы.
На аэродроме Уэлькаль. В ожидании погоды. Фото: https://www.kolymastory.ru/
И все же перегонка самолетов не обходилось без авиапроисшествий и катастроф, чему виной были изменчивая северная погода, недостаточный опыт пилотирования иностранной техники и недисциплинированность самих пилотов, о чем свидетельствуют документы.
Бюро Якутского обкома ВКП(б) 3 марта 1943 г., проанализировав четыре месяца работы воздушной трассы, отметило, что со времени организации полетов по маршруту, списано 12 самолетов, подлежат ремонту 26. Было допущено 41 летное происшествие. В результате катастроф погибло 34 летчика.
"Главные причины: недисциплинированность и халатность, ошибки в технике пилотирования, потери ориентировки в воздухе, незнание метеоусловий и особенностей полета в условиях Крайнего Севера. Со стороны летного состава допускается расхлябанность, зазнайство и лихачество, отмечены недостатки в обучении летного состава. Руководство трассы ослабило борьбу за укрепление дисциплины…"
Американский истребитель Р-39, разбившийся на аэродроме Ноум на Аляске. Фото: https://www.kolymastory.ru/
Резкая критика возымела действие. Вдвое сократилось число летных происшествий. Если в первой половине 1943 г. подобный случай приходился на каждые 8–9 самолетов, то во второй половине года — на каждые 17–18 перегнанных по трассе самолетов. Число дисциплинарных проступков сократилось с 460 до 200. Была еще причины. Наряду с опытными пилотами, среди перегонщиков были и молодые, 18–19 летние летчики, прошедшие лишь ускоренные курсы обучения.
Все памятки, надписи на самолетах и на приборной доске были на английском языке, а расчеты — в милях, футах, галлонах. Приходилось вычерчивать на миллимитровке переводные таблицы и наклеивать их на приборной доске. Почти все самолеты не имели системы отопления, а 4-часовой полет в кабине с обмерзшими стеклами и без автопилота становился тяжелым испытанием. Самолеты на аэродроме покрывались ледяной коркой, масло и смазка становились твердыми как камень, а резина хрупкой как стекло. Лопались шланги, выводя из строя тормоза и гидравлику. Истребители не были оборудованы элементарными навигационными приборами. На больших высотах (до 6000 метров) пилотам приходилось пользоваться кислородными масками. На технику пилотирования влияли подвесные дополнительные баки с горючим, что нарушало маневренность и скорость.
Бомбардировщик A-20G "Бостон" (Douglas A-20G Boston) на аэродроме. Фото: https://www.kolymastory.ru/
Авиатехникам приходилось работать при 50-градусном морозе, зачастую не в приспособленных ангарах, а то и на открытом воздухе. К тому же воздушные маршруты от Сеймчана в Якутск проходили через "полюс холода" — Оймякон. Когда туман обволакивал Сеймчан густой пеленой, летчики уводили самолеты на запасной аэродром в Магадан или Анадырь. Запасные аэродромы и аэроплощадки были построены в Марково, Берелехе, Оймяконе, Хандыге, Зырянке, Гижиге, Кедоне, Омолоне, были и гидродромы: в Гижиге и Магадане в районе старого пирса в бухте Нагаева, а также в Чайбухе на озере Майорыч.
Еще в 1989 г. Якутский республиканский военкомат (военком, полковник В. Шипов) сообщил о 41 авиаторе, погибшем в годы эксплуатации трассы с 1942 по 1945 гг. на территории Магаданской области. В частности, отметил, что захоронения погибших летчиков произведены в ряде поселков области: Марково — 6 человек, Сеймчане — 7, Магадане — 3, Уэлькале — 19. Кроме того, было известно, что 30 мая 1944 г. самолет С-47, ведомый экипажем 1 перегоночного авиаполка упал в Берингово море, в Заливе Креста.
Уэлькаль. Старое военное кладбище. Фото: https://www.kolymastory.ru/
На наш взгляд, жертв авиакатастроф было больше. Проведенный анализ этого документа выявил ряд неточностей и небрежностей, касающихся погибших и пропавших без вести на территории Чукотки и Колымы. Это, прежде всего, касается места катастрофы, биографических данных авиаторов. В 1992 г. старший научный сотрудник Эгвекинотского филиала Чукотского окружного музея Г.Н. Капленков сообщал, что в Уэлькале на старом отдельном военном кладбище ему удалось с трудом, но восстановить 15–17 мест захоронений и фамилий погибших специалистов дивизии ГВФ, в частности: воентехник 2-го ранга Хавронин М.И., инженер по строительству аэродрома Дворкин, Шуров, прораб строительства (О нем часто писали в местной прессе как лучшем бригадире плотников. Д.Р.) , Зайцев, начальник связи, Михайлов, начальник погранзаставы, Московских, пограничник, два неизвестных летчика в братской могиле.
Памятник на могиле Н.А. Шведов и А.Д. Новгородского. Фото: https://www.kolymastory.ru/
В Марково похоронен экипаж в составе А.Д. Новгородского (а не Новгородова) и Н.А. Шведова. Третьего члена экипажа Н.Я. Гребенникова школьники чукотского поселка нашли живым в Киеве. В 1984 к ним приезжала вдова летчика А.Д. Новгородского — Софья Александровна.
С.А. Новгородская и Василий Маркович Суматохин ветеран войны, тоже похоронен в Марково. Фото: https://www.kolymastory.ru/
Благодаря педагогу — краеведу О.С. Головину на местном кладбище во время перезахоронения останков членов экипажа у нового памятника перегонщикам встретились сослуживцы: В.Г. Цекертова, В.С. Суматохин, Н.Д. Комлев и С.А.Новгородская. Областной военкомат в 2012 г. называет еще фамилии, похороненных перегонщиков в Сеймчане и иллюстрирует эту информацию надмогильными фотографиями: Терентьев А.Н., Федотов И.С., Трошин М.М., дополнив фамилией лейтената Терещенко К.Г., которой нигде в списках потерь личного состава дивизии не указано. Последнюю информацию необходимо проверять.
В районе Фэрбенкса в декабре 1942 г. во время контрольного облета после набора высоты в 50–70 м внезапно упал и загорелся на земле самолет "В-25". На его борту были американский летчик — инструктор, капитан Гласс, инженер — майор Б.В. Кисельников и американский бортмеханик, фамилия которого не установлена.
Спустя полгода, 14 июня 1943 г. над аэродромом Ладдфильд вблизи Фэрбенкса истребитель "Р-39" потерял управление и упал в реку около аэродрома. При этом молодой летчик, младший лейтенант Бокарев С.С.погиб.
29 февраля 1944 г. на аэродроме г. Нома (штат Аляска) погиб в результате катастрофы самолета "В-25" экипаж в составе заместителя командира полка, майора Зотова П.Г., начальника связи полка, бортрадиста, младшего лейтенанта Звороно К.К. и борттехника, лейтенанта Яшкина В.Х. В районе Нома 24 декабря погиб командир 3-й эскадрильи, майор Сенченко Н.М., но похоронили его в Уэлькале. Там же был похоронен майор П.Г. Зотов, видимо потому, что в поселке жила его семья.
В ходе работы на областной книгой Памяти в 90-х годах, я переписывался и встречался с исследователями истории перегоночной авиадивизии ГВФ Г.П. Захаровой, П.И. Борисовым (Сеймчан), И.Е. Негенбля (Якутск), Г.Н. Капленковым (Эгвекинот). А.Х. Паперно (Владивосток), О.С. Головиным (Марково), О.А. Соколовой (Сусуман), А.А. Липилиным, В.И. Суворовым, Э.В. Гунченко и М.Е. Андреевой (Магадан). Побывал на Аляске в музее полярной авиации (г.Анкоридж) и вблизи него на мемориальном кладбище Форт Ричардсон, где захоронены военнослужащие и вольнонаемные специалисты дивизии ГВФ.
Американские летчики ветераны Второй мировой в Магадане в День Победы. 1995 г. Фото: https://www.kolymastory.ru/
Принял участие в международной конференции "Аляска в годы второй мировой войны" в Анкоридже, где докладывал о результатах полученной информации о погибших на территории Колымы, Чукотки и Аляски в авиакатастрофах летчиках, штурманах, техниках.. Собранные данные легли в основу документальных очерков "Аляска — Сибирь — Особая воздушная трасса" и "Эхо войны", опубликованных в книге "Вспомним всех поименно".
Анализ новых данных, полученных от Центрального архива Советской армии, авиаторов, педагогов и журналистов Магаданской области, позволил вскрыть ряд неточностей официального документа — выписки из журнала учета потерь личного состава 1-й КПАД ГВФ за 1942–1945 гг, присланного Якутским республиканским военкоматом и опубликовать поправки в книге "Вспомним всех поименно" кн.1, Магадан, 1995. Там же был приведен список потерь авиадивизии на участке Фэрбенкс — Уэлькаль— Сеймчан, биографические данные 35 погибших авиаторов. Эти же фамилии были увековечены на мемориальных плитах сквера Победы в центре г. Магадана в 1995 г. и дополнены в 2005 году.
Памятник погибшим летчикам Алсиба в Уэлькале. Фото: https://www.kolymastory.ru/
Дальневосточная исследовательница проблем ленд-лиза, журналистка А.Х. Паперно разыскала в архиве МИД СССР отчет Внешторга за первые три месяца работы Красноярско-Уэлькальской трассы, известной как АлСиб, сведения о том, что за период с сентября по ноябрь 1942 г. с заводов США в г. Фэрбенкс (штат Аляска) прибыл 131 самолет, 89 из них пересекли границу СССР и лишь 9 были приняты на вооружение ВВС, 2 — погибли над Сибирью, 1 — на Аляске при перелете Фэрбенкс — Ном,где летали уже наши летчики. Эти факты были ею взяты из Фонда Секретариата Молотова В.М.
Любопытно другое. Из отчетов американских президентов перед Конгрессом: "…на трассе АЛСИБ над Северо-американским континентом погибли 133 самолета, над Сибирью — 0 (1)". Этот ноль не американский,— пишет А.Х Паперно, — он наш — это мертвая засекреченность нашего ГУЛАГа, вследствие которой потери союзникам не сообщались".
Полковник И. Прянишников, подполковник А. Пушкарский, подполковник А. Мельников, полковник И. Мазурук в штабе дивизии. Фото: https://www.kolymastory.ru/
Командир перегоночной авиадивизии, полковник И.П. Мазурук сообщал, что аварийность на трассе АЛСИБа составляла 0,2% от числа перегнанных самолетов, немного. Однако, по цензурным соображениям, наши потери на Аляске скрывались, командование дивизии сообщало в семьи погибших, что их родственники похоронены на Чукотке в поселке Уэлькаль, в то время, как ряд из них был похоронен в Фербенксе и Номе, а позже перезахоронен 22 октября 1946 г. на воинском кладбище Форта Ричардсон вблизи Анкориджа.
Нам, членам редколлегии Магаданской областной Книги Памяти, к 1992 году стало известно, что за период с 1942 по 1945 гг. погибло на территории Колымы и Чукотки 17 экипажей, в том числе 25 офицеров, 4 техника, 5 сержантов, 7 человек без воинских званий, 17 специалистов ГВФ. Из них на Аляске в Номе погибло 5 экипажей, 11 человек, в Фэрбенксе — 2 экипажа, 2 человека. Но до 90-х годов об этом факте советская пресса молчала.
В Анкоридже на военном кладбище похоронен экипаж "А-20", членами которого были командир эскадрильи 1 ПАП, капитан Моисеев И.Н., воздушный стрелок-радист, старший сержант Щекочихин С.И., летчик, младший лейтенант Скореднов А.Д, штурман, лейтенант Заремба К.И. Но полковник В.Шипов и этот экипаж считал похороненным в Уэлькале 27.06.1943 года.
Удивительно, что присланный в 1994 году среднеканским райвоенкомом, подполковником Дещенко список погибших перегонщиков, включает сведения о захороненных в Сеймчане…лейтенанте Заремба К.К., летчике Заломине И.И., штурмане Комарове А.И. Эти факты иллюстрируются фотографиями красных выцветших могильных столбиков среди буйно заросшего местного кладбища. В то же время, книга "Трасса мужества и дружбы" (Якутск, 1992) сообщает, что при перелете самолета А-20 на участке Киренск — Красноярск погиб экипаж из трех человек, среди которых был… старший лейтенант И.И. Заломин. Анализ этого документа выявил и другие несоответствия. По мнению Дещенко, в Сеймчане захоронен стрелок — радист Борискин Н.Д., но проведенный кадыкчанскими школьниками (Сусуманский район) поиск выявил, что Борискин погиб вместе со своим экипажем в районе угольного разреза Тал-Юрях. Их похоронили в поселке Аркагала — Угольная и перезахоронили на 745 км федеральной дороги "Колыма".
Памятник экипажу А-20 у поселка Кадыкчан Магаданской области. Фото: https://www.kolymastory.ru/
Первые потери начались в 1942 году, когда два самолета потерпели катастрофу в районе Марково и два пропали без вести. До сих пор неизвестна судьба младшего лейтенанта Федоренко Александра Ефимовича, командира звена управления 2-го перегоночного полка, вылетевшего на самолете "Р-40" и не вернувшегося с задания 18 октября. Старший лейтенант Борисов Николай Михайлович, летчик того же полка вместе с Батуриным Иваном Федотовичем, стрелком — радистом 3-го ПАП (перегоночного авиаполка) пропали без вести на участке Берелех — Сеймчан 27 декабря. Чаще всего катастрофы проходили в мае — июне, но практически ежемесячно. Среди разбившихся марок авиамашин в то время — по 4 транспортных "С-47" и истребителей — "А-40".
В 1971–74 годах в результате краеведческих поисков учащихся Кадыкчанской средней школы и председателя поссовета Е.П. Трусовой удалось найти родственников экипажа капитана И.А. Ковылина, погибшего в районе угольного разреза Тал–Юрях (Сусуманский район) в ноябре 1942 г. Но почему-то, полковник В. Шипов сообщал, что этот экипаж погиб и похоронен в Марково. Причем, не упоминая Д.В. Михасева, называет третьего члена экипажа — штурмана эскадрильи, старшего лейтенанта А.И. Комарова. Как раз, Комаров А.И. похоронен в Марково, судя по имеющейся у нас фотографии его могилы. Он указывал катастрофу 14 марта 1943 г. в Номе на Аляске, когда погиб экипаж командира эскадрильи, старшего лейтенанта Савинкина А.И., штурмана, капитана Нуреева М.Н., стрелка — радиста, старшего техника — лейтенанта Муравьева М.К., которых похоронили, по утверждению полковника, в Уэлькале. Однако, журналистка А.Х. Паперно в архиве ГВФ уточнила биографию А.И. Савинкина, опубликовав статью "Знаете, каким он парнем был?". Она же сообщила по материалам архива ГВФ подробности деятельности 1-го авиаперегоночного полка с 1 марта по 15 сентября 1943 г.: "В марте полк перегнал в СССР 114 самолетов, имея 1 катастрофу командира эскадрильи Савинкина". Его экипаж действительно погиб в Номе, но похоронили летчиков в Форт Ричардсон, вблизи Анкориджа (штат Аляска). Я видел там их ухоженные могилы и скромные типовые памятники.
В 1943 г. дивизия потеряла 10 экипажей, в 1945 г. — один. Видимо, сказывался приобретенный опыт пилотирования боевых машин в северных условиях.
Обелиск в Танюрере на Чукотке. Фото: https://www.kolymastory.ru/
Старожилы Чукотки Э.В. Гунченко и М.Е. Андреева видели примерно в 10 км от устья реки Танюрер пять памятников со звездами и выцветшими фотографиями. В годы войны здесь у старого чукотского селения были запасной аэродром и метеостанция. Отсюда до Анадыря чуть больше 100 км, о прошлом напоминают лишь развалины былых построек, да остатки сцепленных решетчатых металлических полос — следы взлетно-посадочной полосы. Кто там похоронен, в результате чего и когда появились эти могилы — неизвестно.
Идет укладка металлической полосы на аэродроме Танюрер, 1944 год. Фото: https://www.kolymastory.ru/
Так случилось, что возникшие группы школьников в районах Колымы и Чукотки, независимо друг от друга, приступили к изучению истории перегоночной авиадивизии. Им во многом помогали неравнодушные земляки — авиатор В.И.Матвеев, педагог Г.П.Захарова (Сеймчан), геолог Г.Н. Капленков (Эгвекинот), педагог О.С. Головин (Марково), журналист О.А.Соколова (Сусуман), советский работник Е.П.Трусова (Кадыкчан).
Мемориал героям АлСиба в Магадане. Фото: https://www.kolymastory.ru/
Ежемесячно через Берингов пролив в 1943 году перегоняли до 200 самолетов. В 1943–1944 годах потери личного состава дивизии все же продолжались. Но память о перегонщиках хранится, они не исчезли в прошлом. Памятники и обелиски, посвященные летчикам-перегонщикам, появились в Уэлькале, Марково, Сеймчане, Аркагале — Угольной, Тал-Юряхе, Магадане, вокруг них ведется большая исследовательская, военно-патриотическая работа.
В сентябре 1974 г.группа геологов Восточно-Чукотской геологоразведочной экспедиции в 150 км юго-западнее Эгвекинота обнаружила обломки самолета, останки членов экипажа, их вещи. Розыск материалов о погибшем экипаже "С-47" начали геолог Г.Н. Капленков, педагог, ветеран Великой Отечественной войны Ю.И.Воробьев и группа школьников райцентра с учителем Л.С. Алехиной, которые и установили биографии перегонщиков и обстоятельства их гибели. Недалеко от этой находки, в 18 км к западу были найдены обомки второго такого же транспортного самолета. В 1989 г. в Эгвекиноте появился обелиск памяти павших авиаторов военного времени.
Эгвекинот, братская могила. Фото: https://www.kolymastory.ru/
В состав одного из разбившегося 28 августа 1943 г. экипажей входил лейтенант Е.Ф. Герасимов, младший лейтенант Н.Ф. Петухов, воентехник Н.А. Кутилин, стрелок-радист П.К. Оконечников. В воспоминаниях бывшего бортрадиста 8-го ПАП В.Д. Глазкова уточняется состав второго погибшего экипажа: летчика, командира эскадрильи Ф.Л.Пономаренко, воентехника 2-го ранга Л.А. Дерябина (Деребина?), старшины, бортрадиста И.В. Попова.
В.Д. Глазков указывает еще одну авиакатастрофу: 29 мая 1943 г. в 40 км от Эгвекинота разбился С-47, где командиром экипажа был старший лейтенант Е.С. Спиридонов.
Вместе с ветераном Великой отечественной войны, членом рабочей группы редколлегии областной Книги Памяти В.В. Плешаковой в 2005 г. мы подготовили дополнительный список 15 погибших в авиационных катастрофах специалистов 1-й перегоночной дивизии ГВФ с не внесенными ранее данными, 9 из них похоронены в штате Аляска г. Анкоридже.
Военное кладбище Форт Ричардсон. Здесь захоронены советские граждане. Фото: https://www.kolymastory.ru/
На военном кладбище Форт Ричардсон на участке, выделенном для советских граждан, расположены еще могилы: "Федор М. Дисков" "В.Е. Алеуки", "Неизвестный", "Алекс Густавсон". Федор Дисков точно имеет отношение к авиадивизии ГВФ, его, как однополчанина, вспомнил полковник Е.Г. Радоминов, руководитель секции "Аляска — Сибирь" в Советском комитете ветеранов войны. Другие данные следует уточнять.
Не всегда официальные документы военного времени отражали действительную картину потерь личного состава и техники. На то были как объективные, так и субъективные причины, вызванные, прежде всего, идущей войной и желанием показать союзникам авторитет классных советских летчиков-перегонщиков, оправдывающих доверие Государственного Комитета Обороны. Но в ряде случаев, власти просто не обладали точной информацией о потерях и прикрывались фразой "пропал без вести".
Стела летчикам в аэропорту Сеймчан. Фото: https://www.kolymastory.ru/
В 1981 году был найден самолет, разбившийся в 1943 г. в бассейне реки Нагаин, в 300 км от Сеймчана с останками экипажа. Их перезахоронили в Сеймчане, установив в 1983 г. памятник и одновременно назвав улицу районного центра именем И.П. Мазурука.
Усилиями командования дивизии и воздушной трассы советские авиаторы и их коллеги американские пилоты сумели снабдить ВВС нашей страны таким количеством боевых машин, что из них смогли сформировать 250 авиаполков!
Многие офицеры дивизии получали государственные награды за свой труд в глубоком тылу — боевые ордена Красной Звезды, Красного Знамени, награждали и американских летчиков советскими орденами. Руководитель военной миссии в США, полковник М.Г. Мачин, впоследствии Герой Советского Союза, генерал-лейтенант был награжден высшим американским орденом Почетного легиона. Своими воспоминаниями о своей службе в годы войны в США он поделился с читателями газеты "Правда".
Генерал-лейтенант в отставке Михаил Григорьевич Мачин. Фото: https://www.kolymastory.ru/
5 ноября 1944 года перегоночная авиадивизия ГВФ была награждена орденом Красного Знамени. Так был оценен труд специалистов дивизии, вносящих особый вклад в долгожданную Победу.
Таким образом, складывалось боевое содружество летчиков двух союзных государств, о котором спустя десятилетия постарались забыть по политическим, конъюктурным мотивам. Но до сих пор, как шрамы войны, по разным причинам остались неизвестными ряд судеб специалистов дивизии ГВФ, пропавших без вести на трассе, внесенными в список потерь личного состава с ошибками в фамилиях и отчествах, неточным указанием мест захоронения. Наша задача — выявить истину.
Последние новости
Специалисты Центра занятости населения провели профориентационные уроки со школьниками
МАГАДАН. КОЛЫМА-ИНФОРМ. В течение двух недель их посетили более 130 учеников старших классов из Магадана,
Сергей Носов прокомментировал прямую линию Президента
Общество , Политика Сегодня Губернатор Магаданской области Сергей Носов в своем телеграм канале прокомментировал прямую линию Президента России Владимира Путина.
Президент поздравил сотрудников безопасности с профессиональным праздником
Общество , Политика Профессиональный праздник сегодня отмечают сотрудники ФСБ, СВР, ФСО и Главного управления специальных программ.
Частотный преобразователь
Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований